Какие возможности появились у школьников, предпринимателей и педагогов
Половина школьников после девятого класса выбирает среднее профобразование. Но далеко не все после учёбы быстро и удачно находят работу. А после кластера - производственно-образовательного центра - смогут все. По крайней мере, такая задача поставлена.
Федеральный проект «Профессионалитет», стартовавший в этом году, буквально ворвался в среднее профобразование. Первой волной проекта будет охвачено примерно 150 тысяч человек, сообщил замминистра просвещения РФ Денис Грибов в кулуарах XVI международной конгресс-выставки «Молодые профессионалы». Проходила она на федеральной территории «Сириус».
«В проекте уже участвует 71 кластер из 43 регионов, а к 2023 году их станет до 141 из 55 регионов, - рассказала руководитель федерального проектного офиса «Профессионалитет» Елена Маклина. - Проект синхронизирует кадровые потребности предприятий и возможности образования».
В сентябре впервые студенты пошли учиться в кластер. Это образовательная организация плюс предприятие. Есть среди них и Московский метрополитен. «Раньше при каждом метрополитене были учебные центры», - напомнил исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Ассоциация работодателей внеуличного транспорта России» Андрей Мулин. По его данным, только в московском метро работают 68 тысяч человек, а по России - более 100 тысяч. «Мы уже не справляемся. "Профессионалитет" поможет быстро и качественно подготовить для нас специалистов», - уверен Андрей Мулин. Их первый кластер открыли в Москве. Он состоит из представителей Московского метрополитена и Московского колледжа транспорта. В ближайшее время планируют открыть такие кластеры в Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Казани.
Каждый кластер проекта получает 100 миллионов рублей из федерального бюджета. Основное требование - работодатель должен вложить 15-25 миллионов на оборудование, имитирующее производственную линию, чтобы учащихся потом не пришлось доучивать. При этом сокращается время учёбы. Если раньше на клепальщика учили четыре года, теперь - два с половиной.
В Татарстане в проект вошли особая экономическая зона «Алабуга» с Елабужским политехническим колледжем. «Сегодня это 33 производства, - сообщил замдиректора «Алабуга Политех» Дмитрий Доценко. - Открываем такие площадки и в других регионах, например, в Великом Новгороде».
На территории «Алабуга Политех» преподают также и главные инженеры заводов, главные энергетики, ведущие специалисты, хорошо знающие производство.
Каждый учебный кластер получает 100 миллионов рублей из федерального бюджета. Работодатель должен вложить еще 15-25 миллионов.
Северная Осетия - Алания пока не вошла в «Профессионалитет», но является уникальным регионом. «Здесь нет крупных работодателей, - пояснила Елена Маклина. - Зато развита сфера сервиса, туризма, малого и среднего бизнеса. После аудита мы поняли, что хотим разработать единую программу по Северо-Кавказскому федеральному округу. И Северная Осетия представлена как регион с уникальным опытом подготовки кадров для социально-экономической сферы».
На выставке в «Сириусе» участвовали более 20 регионов. Только по линии обрабатывающей промышленности в «Профессионалитет» входит 41 кластер со 150 организациями. Предприятия наконец почувствовали свою причастность к образованию. Учат-то для себя.
Денис Грибов, заместитель министра просвещения РФ:
- Сейчас, по статистике, 59 процентов выпускников после девятого класса выбирают рабочую профессию, престиж которой с каждым годом растёт. «Профессионалитет» - это глобальная задача, не только обучение студентов, но и повышение квалификации педагогов. Мы рассчитываем, что процент трудоустройства будет близок к 100. Связка с работодателем гарантирует рабочее место выпускнику «Профессионалитета». Главное, чтобы он там удержался.