Молодёжный бизнес: что с ним делать?
25 ноября в рамках фестиваля «ТВОЁ ДЕЛО. Время возможностей» состоялась секция «Молодёжное предпринимательство. Новые возможности для развития бизнеса», где гости и спикеры под модерацией председателя комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексея Демина обсудили возможности для развития молодёжного предпринимательства и отдельные истории успеха.
Первый спикер — генеральный директор консалтинговой компании «Стратегические решения» и эксперт по вопросам сервиса Максим Недякин — раскрыл секрет того, как современные тренды позволяют оставлять в мотивации сотрудников и управлении компаниями «больше человеческого» несмотря на технологии. По мнению Недякина, технологический прогресс создает угрозу замены больших масс работников роботами — но это касается лишь тех функций работников, что неотличимы от машинных. Применительно к предпринимательству это означает, что помимо видения, ценностей и регламентированных бизнес-процессов современным компаниям нужно понимать, что клиентоориентированность — прежде всего внутреннее качество, не возникающее под давлением. Живой пример — один из самых известных проектов Недякина, центры «Мои документы», перевернувшие стандарты предоставления госуслуг на мировом уровне и стандарты отношения с клиентами. Особенность подхода Недякина — понимание лояльности клиентов как ключевого актива брендов. Именно лояльность позволяет миллиардным корпорациям получать сверхприбыли на клиентской базе, которую легко монетизировать.
Другой пример — реконструкция московских поликлиник, поднявшая клиентоориентированность на новый уровень. При этом важно помнить, что бизнес без своего ключевого функционала не сможет «выехать» на маркетинге и клиентском опыте, хоть работа «на эмоции» и приносит больше прибыли. Центральное понятие клиентоориентированности — сочетание отношения к делу, к людям, к коллегам и к себе. Второе понятие — ответственность, понимание которой приводит к лояльности.
Основатель Levchuk Professional и профессиональный бизнес-коуч Ирина Левчук рассказала историю своего предпринимательского становления. Несколько бизнес-стажировок и визиты в ведущие зарубежные корпорации помогли ей усвоить неочевидную истину: нельзя замотивировать незамотивированных сотрудников. Нужно понимать разницу между настоящим делом и «темой» ради быстрых денег, считает Левчук. Дело должно откликаться у человека в душе — но важно помнить о том, что не всякая идея подходит для коммерциализации. Главным вопросом должно стать: «У какого количества людей в душе откликнется моя идея?». Один из собственных бизнесов Левчук по разведению улиток начался с похожего импульса от случайно прочитанной статьи. Левчук также порекомендовала участникам несколько полезных книг вроде «Лидер и племя» или «Брови на миллион».
Управляющий директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка Егор Калина напомнил: банки играют значительную роль в поддержке предпринимателей, главным образом — услугах и цифровизации бизнеса. Прежде всего, Калина напомнил, что в интересах государства повышать долю ВВП, генерируемую малым и средним бизнесом. На это и направлены программы кредитования МСП с льготными ставками до 5%, в том числе для сельского хозяйства. Среди других полезных новаций в цифровизации МСП — моментальный расчёт кредитного лимита на основе деловой репутации компании и истории сотрудничества с банком и продажа торгового эквайринга по 1% на 2 месяца, а также CRM-решения для компаний под гибкое количество сотрудников, позволяющие собирать и анализировать большие данные, составляя портрет среднего и постоянного покупателя. Подробнее о них можно прочитать на «СберБизнесСтарте».
Врио директора департамента молодёжной политики Минобра Александр Ведехин рассказал участникам о расстановке приоритетов в вузовской работе по развитию предпринимательства в университетах. Её главная цель — обеспечить студентов достаточными знаниями, чтобы стать предпринимателями.
Уже состоявшиеся предприниматели активно взаимодействуют с университетами, грантовые программы и кампании по инвестированию с помощью бизнес-ангелов и компаний. Среди других мер поддержки — проект «стартап как диплом», позволяющий превратить индивидуальные и групповые бизнесы в итоговые выпускные работы. Ведехин также призвал молодых предпринимателей делиться полезным опытом с министерствами и университетами.
Источник: https://smallbusiness.ru/