Путёвка в бизнес: чему учат в предпринимательских классах Москвы
Создать бизнес-план, оценить риски и обойти конкурентов — ученики московских предпринимательских классов знают о бизнесе практически всё. Они с удовольствием осваивают дополнительные дисциплины, а после занятий применяют знания для развития собственного дела.
В сентябре 2021 года в 44 московских школах открылись предпринимательские классы. В них старшеклассники углубленно изучают математику, право, обществознание и иностранные языки, посещают обязательные курсы по основам предпринимательства и финансам в бизнесе.
«Школьники учатся разрабатывать бизнес-модели, оценивать риски, подготавливать проектную документацию, привлекать партнёров. Такое обучение позволит ребятам приобрести предпринимательские навыки, научиться планировать, придумывать, собирать команду. Сформируются лидерские качества и инициативность. Даже если в будущем выпускник не захочет быть предпринимателем, он сможет легко сменить сферу деятельности — его знания и умения помогут добиться успеха в любой профессии», — отметила Ольга Елина, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории «Капитаны» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
К 16–17 годам школьники уже не только знают все про эмансипацию (юридическое объявление несовершеннолетнего дееспособным), уникальное торговое предложение и конкуренцию, но и используют эти знания для развития собственных бизнес-проектов.
Подтянуть испанский
На практике бизнес-теорию активно применяет Диана Дашкина, ученица 10-го класса школы № 1252 имени Сервантеса. Уже больше четырех месяцев она трудится над созданием онлайн-школы испанского языка EStudiante. В переводе на русский это значит «ученик», что отражает концепцию проекта. В проекте участвуют уже пять преподавателей, на попечении которых 10 школьников. «Преподаватели моей онлайн-школы — старшеклассники. Они прошли тест на знание испанского языка и помогают ученикам младших и средних классов подтянуть этот предмет. Так мои сверстники не только набираются опыта, но и подрабатывают в удобном для них графике. Плюсы есть и для родителей: из-за того, что наши репетиторы только начинают профессиональный путь, цена занятия получается почти в два раза ниже рыночной», — отметила Диана. В разработке проекта девушка учла запросы современных школьников. Занятия проходят по видеосвязи и в игровой форме, чтобы детям было нескучно. Кроме того, каждый урок специальная программа пишет конспект, а готовый документ отправляют ученику, чтобы при необходимости материал можно было легко повторить. Диана уверена, что самое главное в развитии собственного дела — просчитать рентабельность. Именно расчеты помогут понять, будет ли проект расти и развиваться. «В предпринимательском классе меня научили правильно оценивать риски. На уроках мы разбирали примеры, когда люди добивались высот в построении бизнеса или, наоборот, совершали ошибки. Понимаешь, что нужно делать в первую очередь, а каких решений стоит избегать. Реализация собственного проекта позволила проверить, как все это работает. Я уверена: если приложить усилия, то все обязательно получится», — рассказала десятиклассница. Диана планирует поступать в Дипломатическую академию Министерства иностранных дел России и продолжать развитие онлайн-школы. К делу она подходит ответственно — готовится купить патент, прописать права и обязанности сторон в договоре и создать аккаунт проекта в социальных сетях. В будущем она рассчитывает, что в онлайн-школе появятся и другие дисциплины.
Мотомастерская на своем участке
О своем первом стартапе с удовольствием рассказывает и ученик школы № 947 Егор Буренков. Десятиклассник занимается ремонтом и обслуживанием мототехники на территории родительского участка в СНТ в Орехово-Зуевском городском округе Подмосковья. Клиентская база школьника — около 10 человек. За помощью к нему обращаются жители близлежащих деревень и поселков. В перечне услуг — перебор двигателей, тюнинг, оклейка защитной пленкой, установка навесного оборудования и шиномонтаж. «У меня есть мотоцикл, поэтому то, как необходим качественный сервис, я знаю не понаслышке. В моем округе мало хороших мастерских, и я решил, что могу создать такой проект сам. В этом мне очень помогли навыки, которые я приобрел в предпринимательском классе. Теперь я могу лучше просчитать издержки, привлекать больше клиентов и не бояться быть обманутым», — подчеркнул школьник. Егор отмечает, что учеба по профилю позволила ему не только не бояться конкурентов, но и быть на шаг впереди. «Недавно у меня появилась своя фишка. Клиентам я дарю наклейки, чтобы после обращения ко мне у них остались хорошие впечатления. Такого в моем районе не делает никто», — добавил он. Изначально школьник рассматривал ремонт как хобби, но сейчас подходит к этому делу серьезно. На уроках он старается не пропустить ни слова, а после занятий обсуждает идеи с одноклассниками. В будущем Егор планирует расширить перечень услуг и начать ремонтировать квадроциклы.
Доставка позитива
Дело, которое не только приносит доход, но и в буквальном смысле доставляет приятные эмоции, развивает десятиклассница Мария Пимкина, ученица школы № 1874. Свою первую бизнес-идею москвичка придумала несколько лет назад, решив заняться доставкой детских товаров. «Я работала в магазине игрушек недалеко от центра города. Туда часто приезжали туристы за подарками и, чтобы не сдавать в багаж, например, велосипед, просили оформить доставку. Такой услуги в магазине не было, и я предложила свою помощь», — сообщила Мария. Сейчас девушка сотрудничает с двумя крупными детскими магазинами. Пока она изучает предпринимательство в школе, заказы оформляют ее помощники. Через логистические компании игрушки отправляют в другие города России и в страны СНГ. В месяц молодая предпринимательница оформляет около 15 заказов.
Мария заверяет, что трудности ее не пугают. Ведь в школе она не только постигает азы предпринимательства, но и получает юридические навыки. «Мы предупреждаем клиента о рисках и всегда страхуем товар. При необходимости все тонкости обсуждаем с транспортной компанией — помечаем, что товар хрупкий, уточняем, как его упаковать. Сложности бывают, но все они разрешимы», — рассказала старшеклассница. В прошлом году Мария придумала проект по прокату детских электроквадроциклов. Свою идею она представит на чемпионате предпринимательских идей Business Skills. Открыть прокат школьница планирует в одном из парков на севере Москвы. Для этого Мария даже получила полную дееспособность до наступления совершеннолетия. Теперь она может заключать сделки и вести бизнес без участия родителей — в августе девушка оформила статус индивидуального предпринимателя. «Моих проектов могло и не быть, если бы не предпринимательский класс. На уроках я узнаю много интересного и полезного — от законов, которые мы обсуждаем на праве, до налогов на экономике. Учеба помогла мне понять, что самое главное для предпринимателя — уверенность в себе и своем деле», — резюмировала старшеклассница. За помощью в подготовке проектов Мария и ее одноклассники обращаются к учителям и кураторам. Вместе они обсуждают, как правильно составить бизнес-план, обойти конкурентов и просчитать возможные риски. «Когда есть люди, которые могут подсказать правильный путь, все становится намного проще, — добавила школьница. — Можно считать, что это 99,9 процента успеха».
Источник: https://www.mos.ru/news/