Вице-президент РАН: Менделеевская олимпиада улучшает преподавание химии
57‑я Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии (ММО-57), которая будет проходить с 1 по 6 мая в Казахстане, соберет в этом году победителей национальных олимпиад из более чем 20 стран мира. Какие цели ставят перед олимпиадой организаторы? Насколько популярна сегодня химия среди российских школьников? Об этом корреспонденту РИА Новости рассказал председатель оргкомитета ММО-57, вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ Степан Калмыков.
– Степан Николаевич, каковы основные цели и задачи олимпиады этого года? Что нового ждет ее участников?
– Стратегическая "внутренняя" цель Менделеевской олимпиады — формировать международное сообщество будущих великих ученых-химиков. Мы собираем лучших школьников — победителей национальных олимпиад. Они не просто соревнуются друг с другом: программа всегда составляется так, чтобы у детей появилась возможность познакомиться и подружиться. Как показывает практика, сформированные здесь связи крепки и держатся десятилетиями, поэтому мы расширяем географию присутствия олимпиады и приглашаем новые страны.
Если же говорить о "внешней" цели, то это, безусловно, популяризация химического образования, распространение лучших практик. Именно поэтому в те дни, когда дети проходят испытания, их наставники — лучшие педагоги-химики из десятков стран — встречаются с учителями, проводят круглые столы, семинары и мастер-классы.
Я абсолютно уверен, что каждая страна, где проходит Менделеевская олимпиада, получает мощнейший импульс из знаний, умений и навыков, и это сильно помогает повышать качество обучения.
– Отразились ли внешнеполитические изменения на составе участников этого года?
– Оргкомитет ММО, в который с российской стороны традиционно входят представители химического факультета МГУ и Фонда Андрея Мельниченко, придерживается олимпийских принципов, и мы искренне рады всем странам-участницам. Хочу особо подчеркнуть многолетнее участие команд из стран, которые находятся между собой в конфликтах разной степени тяжести. Также важно, что наше жюри международное, в него входят представители и европейских, и азиатских университетов.
Намного серьезнее на состав команд повлиял ковид. В 2020–2021 годах олимпиада проходила в онлайн-формате, но в 2022 году при первой же возможности мы вернулись к очному формату. Не все страны смогли прислать свои команды, но в этом году состав участников восстанавливается, даже появляются такие новички, как команда Бразилии.
– Меняется ли уровень подготовки школьников по химии год от года? Как выглядят россияне на фоне представителей других стран?
– Олимпиадная химия — это спорт высоких достижений, и многое зависит от того, кто именно поехал соревноваться в этом году. Однако успехи российской сборной бесспорны. Как правило, все 11-классники из сборной России входят в число победителей, регулярно занимают абсолютные первые места. Также периодически в число золотых медалистов входят и ученики 10-го класса.
Несомненно, в этом огромная заслуга тренерского штаба под руководством профессора химического факультета МГУ Вадима Владимировича Еремина и, конечно, тренировочной базы, которой выступает химический факультет МГУ.
– Как вы оцениваете подготовку российских школьников по химии?
– Ответ на этот вопрос зависит от того, на какие ключевые показатели мы ориентируемся. Если оценивать подготовку по победам в олимпиадах высокого уровня, то все выглядит очень достойно, наши команды регулярно выигрывают золото и хорошо выступают в командных зачетах.
Но спорт высоких достижений в значительной степени базируется на хорошей общефизической подготовке масс; и эта аналогия здесь вполне уместна. Чтобы показывать высокие результаты, необходимо иметь хорошую общую массовую подготовку школьников. Здесь, к сожалению, проблемы есть.
У нас много специализированных школ с углубленной подготовкой по химии, но есть и общеобразовательные школы, в которых на изучение химии на базовом уровне отводится всего 136 часов (по 2 часа в неделю в 8 и 9-м классах). Это катастрофически мало, особенно если учесть, что химия сейчас везде.
Из школьных кабинетов химии во многих регионах исчезли практические занятия, часто учитель не располагает возможностью показать простейшие химические опыты. А это очень плохо, потому что химия прежде всего наука экспериментальная. Да, сейчас во многих регионах есть центры профориентации, благодаря усилиям учителей-энтузиастов удается показать подрастающему поколению красоту химии, но этого недостаточно. Если мы видим себя процветающей державой с собственным мощным химическим производством, химии в школе должно быть больше.
Надо понимать, что пробелы в школьном химическом образовании приходится ликвидировать в высшей школе, а это тоже проблема, потому что вузовские программы опираются на определенный уровень подготовки. Если он не достигнут, приходится доучивать и жертвовать временем, которое могло бы пойти на профессиональную подготовку. То есть здесь длинная цепочка, и нельзя сохранить ее целостность, если есть слабые звенья.
– Многие ли дети сегодня выбирают химию как основу будущей профессии?
– В 2022 году из 737 тыс. записавшихся на единые госэкзамены 95 тыс.(почти 13%) сдавали ЕГЭ по химии. Однако среди этих выпускников много биологов, врачей.
Сейчас в рамках импортозамещения строятся новые заводы, разрабатываются новые технологии синтеза и очистки химических соединений, технологии производства новых материалов. Российская химическая промышленность испытывает огромный кадровый голод.
При этом серьезное ограничение на желание школьников выбирать химию накладывает хемофобия, которая культивировалась последние десятилетия маркетологами и рекламщиками различных "экопродуктов". Вы наверняка вспомните рекламу косметических средств, которые "не содержат химических элементов", овощей "без химии" и многое другое. Частные интересы в данном случае играли на руку конкретным производителям, но при этом они нанесли колоссальный ущерб химической промышленности и желанию детей посвятить себя химии.
Хочу подчеркнуть, что химики — самые ярые борцы за экологию. Огромное количество разработок ученых-химиков, в том числе и исследователей Московского университета, направлено на формирование технологических процессов, которые можно назвать "зеленой химией", а также на ликвидацию последствий экологического ущерба, нанесенного индустриальным развитием прошлого.
– Может ли одаренный школьник из удаленного региона сегодня получить поддержку в развитии своих талантов и стать победителем олимпиады?
– Российская академия наук вместе с ведущими химическими вузами и лидерами отечественной химической промышленности реализует целый комплекс образовательных программ, которые нацелены именно на выявление и поддержку юных талантливых химиков. Это и "академические школы" РАН, и поддержка спецшкол, таких как СУНЦ МГУ и Университетская гимназия, развитие региональных образовательных центров, таких как недавно открывшийся лицей в Усть-Лабинске.
Мы ежегодно проводим Летние школы учителей химии МГУ, в которых участвуют тысячи учителей со всех регионов, а также вебинары в течение года. Наши ученые выступают перед детьми в школах.
Огромную поддержку нам оказывают российские предприниматели. Например, целый ряд проектов с Благотворительным фондом Андрея Мельниченко. Это прекрасный образец комплексного подхода к поддержке талантливых детей, который включает сеть центров дополнительного образования, создание специализированных классов в школах, поддержку учителей из далеких регионов для участия в летних школах, выездные школы для талантливых детей с практикой в лабораториях химического факультета, научно-популярные мероприятия и многое другое.
Если говорить о самих школьниках, то сейчас любой ученик может найти все пособия по подготовке к олимпиадам. Мы не делаем из этого секрет, в наших интересах, чтобы дети развивались как можно активнее. Со своей стороны мы участвуем в подготовке олимпиадных задач самого разного уровня, публикуем методики решения олимпиадных задач. А так как во всероссийской олимпиаде может участвовать любой школьник, то дорога открыта каждому.
– Насколько важно сегодня развитие олимпиадного движения среди школьников? Что участие и победа может дать ребятам?
– Важность олимпиадного движения можно оценить, если вспомнить, что оно стало одной из инициатив Десятилетия науки и технологий в России. Его развитие — задача государственной важности и масштаба.
Финалисты олимпиад получают возможность побывать в лучших образовательных центрах страны. Например, в этом году Всероссийская олимпиада по химии проходила в "Сириусе", а Международная Менделеевская олимпиада пройдет в Казахстане.
Победители олимпиад получают право поступать без экзаменов в лучшие вузы страны. Среди студентов химического факультета МГУ, например, 60–70 человек каждый год пользуются таким правом. К олимпиадникам больше доверия, их с большей охотой берут на работу в лаборатории с первого курса, к ним прислушиваются. Например, в Московском университете сложилась традиция встреч ректоров ведущих вузов, а также министров образования и науки, просвещения с победителями предметных олимпиад.
Главное, что победа в олимпиадах — очень большой шаг вперед по выбранному карьерному пути.
Источник: https://sn.ria.ru/20230424/khimiya-1866836191.html